Ипостасное соединение


Ипоста́сное соединение (ипоста́сный союз, от греч. ὑπόστασις — основа, ипостась) — техническое, диофизитское понятие в христианской теологии и христологии, служащее для объяснения богочеловечности Иисуса Христа. В католицизме и православии ипостасное соединение рассматривается как несмешивающееся сочетание божественной и человеческой природы Христа в одной ипостаси. В протестантизме существуют различные взгляды на ипостасное соединение. Древневосточные православные церкви придерживаются мнения о единой Богочеловеческой природе и единой Богочеловеческой ипостаси Иисуса Христа[1]. Ассирийская церковь Востока и Древняя Ассирийская церковь Востока придерживаются учения о двух кномах (ипостасях) в одном лице Иисуса Христа[2].

Понятие ипостасного соединения было введено Кириллом Александрийским и догматически оформилось на Халкидонском вселенском соборе. Указания на него содержатся во всех трёх основных символах веры: Апостольском, Афанасьевском и Никео-Цареградском. Ипостасное соединение объясняет, в частности, искупление Христом грехов человечества и последующее Воскресение.

Несмотря на то, что ипостасное соединение прямо не упоминается в Новом Завете, в нём содержатся многочисленные указания на него, в особенности Евр. 1:3, где Христос характеризуется как «образ ипостаси Его»[3].