Йом-кипур


Йом-кипу́р (ивр. יוֹם כִּיפּוּר‎, «День искупления», «Судный день», «День всепрощения»[1]) в иудаизме — самый важный из отмечаемых дней, день поста, покаяния и отпущения грехов. Отмечается в десятый день месяца тишрей, завершая Десять дней покаяния. Согласно Талмуду, в этот день Бог заканчивает выносить свой вердикт, начатый в Рош ха-Шана, оценивая деятельность человека за весь прошедший год[2].

Традиционно в этот день верующие евреи соблюдают почти 25-часовое воздержание от приёма пищи, проводя большую часть дня в усиленных молитвах и в обязательном порядке посещая синагогу.

Название «Йом-кипур» (ашкеназ. Йом-ки́пер) — термин средневековой раввинистической литературы; в Торе и Талмуде — «Йом ха-кипурим» (мн. ч. др.-евр.יוֹם הכִּפּוּרִים‏‎, дословно — «день искуплений»), а в мидрашах иногда — просто «киппу́р» (כִּפּוּר‎)[3].

Поскольку Библия рассказывает об обычаях Йом-кипура без упоминания Храма, а в книгах, следующих за Пятикнижием, Йом-кипур вообще не упоминается, ряд критиков сочли упоминания Йом-кипура в Пятикнижии более поздним включением, относящимся к периоду возвращения из вавилонского плена. Оппоненты же ссылаются на древность обряда искупления грехов, а также на связь ритуала Йом-кипура с ковчегом Завета. По их мнению, возникновение этого обряда относится ко времени пребывания колен Израилевых в пустыне[3]. Ритуалы Йом-кипура для Скинии подробно описаны в Пятикнижии. Библия (Лев. 16:31, 23:32) называет десятый день седьмого месяца по еврейскому солнечно-лунному календарю «субботой покоя», хотя прийтись он может на любой день недели. Закон предписывает в этот день «никакой работы не делать» (Чис. 29:7) и «смирять душу» (по мнению большинства талмудистов — поститься), поскольку «это день очищения… пред Господом» (Лев. 23:27—32).

Там же описаны действия первосвященника, обязанного совершить в этот день, наряду с обычными, специально установленные жертвоприношения: для очищения скинии (нужно думать, что позднее они совершались и для очищения Храма), Святая святых, жертвенника и священной утвари, а также во искупление грехов — своих, своей семьи, сословия кохенов и всего народа (Лев. 16:6—16, 32, 33). Он же возглашал всеобщее покаяние над козлом отпущения перед уводом его в пустыню, где, согласно Мишне (трактат Иома 6:6), козла низвергали с крутой скалы.

Торой устанавливалось также, чтобы один раз в 50 лет по всей стране трубили в шофар, возвещая наступление юбилейного года, в который безвозмездно возвращались заложенные уделы и получали свободу попавшие в рабство члены общины. Указывалось, что объявлять о наступлении юбилейного года нужно именно в день Йом-кипур (Лев. 25:9—10).