Татищев, Иван Юрьевич


Ива́н Ю́рьевич Тати́щев (1652—1730) — судостроитель, сподвижник Петра I. Воевода Кашина, новгородский воевода и комендант новгородской приказной палаты в 1703—1721 годах; строитель первых судостроительных верфей и судов петровского флота; управляющий Сясьской и Лужской верфями.

Иван Юрьевич Татищев родился в 1652 году в Москве[1]. Происходил из древнего дворянского рода Татищевых[2]. Его отец, Юрий Степанович Татищев, в 1636 году значился дворянином московским, в 1646—1647 годах служил в Ливнах и Белгороде в полку князя Н. И. Одоевского, участвовал в литовских походах 1654—1656 годов воеводою в государевом полку, в 1659—1660 годах служил в полку князя А. Н. Трубецкого. Умер в 1665 году[3].

Иван Татищев начал службу в 16 лет. В 1678—1679 годах в звании московского дворянина участвовал в Чигиринском походе во время русско-турецкой войны 1672—1681 годов. В 1687 году участвовал в первом Крымском походе, который был частью Русско-турецкой войны 1686—1700 годов[2].

В 1689 году Татищев был послан воеводой в город Кашин, а затем в чине стряпчего служил в Рыльске в полку боярина A. С. Шеина. В 1690 году был пожалован в стольники. В феврале-марте 1696 года Иван Татищев дневал и ночевал у гроба царя Иоанна Алексеевича[2]. Весною 1698 года Татищев был послан новгородским воеводою П. М. Апраксиным за «шведский рубеж». В городах Нарве, Ревеле и Ниеншанце он занимался наймом иностранных мастеров корабельного дела на Азовские верфи[2]. В 1700 году Татищев участвовал в петровском походе к Нарве. В походе Пётр I останавливался у Ивана Татищева в его усадьбе Пелешок, около села Боброво Гдовского уезда Санкт-Петербургской губернии[4].

30 января (10 февраля1701 года царским указом Татищеву было велено «быть у стругового дела и построить на реках Волхове и Луге 600 стругов». Струги должны были быть построены для переброски к Нарве войск, военной техники и провианта. Лужская верфь была заложена выше Ямбурга, близ деревни Онежицы. Иван Татищев организовал доставку корабельного леса и постройку плавсредств, руководил их использованием во время похода к Нарве[5]. На Лужской верфи строились струги, галеры, полугалеры, бригантины и прочие суда гребной эскадры Балтийского флота для участия в Северной войне[1].