Ларжильер, Никола де


Никола́ де Ларжилье́р[1], Николя́ де Ларжилье́р[2] (фр. Nicolas de Largillière; 10 октября 1656, Париж — 20 марта 1746, там же) — французский живописец, один из наиболее значимых мастеров парадного придворного портрета «большого стиля» эпохи правления Короля-Солнце Людовика XIV, последующего периода Регентства и начала рококо[3].

Никола де Ларжильер родился в семье мастера и торговца шляпами, детство провёл в Антверпенe, куда его семья переехала в 1659 году. Отец желал, чтобы мальчик пошёл по торговой части, но тот проявил склонность к рисованию и с 1668 года он начал учёбу в мастерской фламандского живописца Антуана Губо в Антверпене. Губо был членом объединения художников бытового жанра Бамбоччанти, он передал ученику вкус к цвету, характерную светотень и любовь фламандцев к сочному изображению цветов и фруктов, плодов, всякой снеди, птиц и рыб. В 1672 году Ларжильера приняли в антверпенскую Гильдию Святого Луки.

В восемнадцатилетнем возрасте Ларжильер отправился в Англию, в Лондоне свёл знакомство с Питером Лели, под руководством которого в 1675—1679 годах производил (вместе с Антонио Веррио) реставрацию картин в Виндзорском замке. Лели порекомендовал его управляющему строительством короля, который дал ему для реставрации несколько картин старых мастеров. Никола Ларжильер создавал и собственные картины исторического содержания, писал натюрморты и портреты; испытал влияние Рубенса и Ван Дейка.

Мастерство живописца привлекло внимание короля Карла II, который хотел оставить его у себя на службе; но раскрытие Райхаузского заговора в 1683 году поставило под угрозу безопасность его как католика, и Ларжильер вынужден был покинуть страну. С 1682 года Ларжильер работал в Париже, где посвятил себя в первую очередь портретной живописи. В Париже его произведения оценили Шарль Лебрён, первый живописец короля Людовика XIV, и Адам ван дер Мейлен. Владение колоритом и живость мазка привлекали в его студию многих знаменитостей: актрис, придворных и деятелей церкви. Среди самых известных моделей живописца были Пьер Даниэль Юэ, епископ Авраншский, кардинал де Ноай, семейство Дюкло и президент Ламбер с семьёй.

Яков II, ставший королём Англии в 1685 году, вызвал художника к себе и предложил пост хранителя королевских коллекций, но Ларжильер предложения не принял, всё ещё находясь под впечатлением событий двухлетней давности. За время пребывания в Лондоне он написал портрет Карла II и начал писать портрет королевы.